Понятия со словосочетанием «монастырская казна»
Связанные понятия
Ке́ларь (греч. κελλάριος — «амбарный») — заведующий монастырским столом, кладовой со съестными припасами и их отпуском на монастырскую кухню. В его обязанности входило ведение строгой отчётности поступающих и отпускаемых им предметов. В больших монастырях келарям давалось два помощника. Иерусалимский устав вменял в числе прочих обязанностей келаря: положение хлебов на аналой для благословения на литии, их преломление и раздачу монастырской братии по чаше вина. В русских монастырях должность келаря...
Руга (от греч. ῥόγα, «жалование» в свою очередь от лат. rogāre) — выплаты духовенству, «ружникам» в Русском государстве и Российской империи, выдаваемые обычно из государственной казны или из собственных средств крупного землевладельца. Руга первоначально означала отсыпной хлеб, выдававшийся духовенству вместо жалованья. В отличие от десятины, размер руги назначался совершенно произвольно.
Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начале XVIII века.
Деньги из чети, иногда четвертное денежное жалованье — в Русском государстве XVI и XVII веков так называлось ежегодное денежное жалованье, дававшееся городовым дворянам и детям боярским, которые назывались в таком случае «четвертчиками».Деньги из чети иногда называются оброком (см. «Описание документов и бумаг, хранящихся в московском архиве Министерства юстиции», т. 8, стр. 42, 45, 87), что, по-видимому, указывает на происхождение этого вида денежного жалованья.
Служилые люди — в России XIV—XVIII веков общее название лиц, обязанных нести военную или административную службу в пользу государства.
Явленная куница с грамотою — пошлина, шедшая в архиерейскую казну. Каждый раз, как на кафедре являлся новый архиерей, духовенство должно было являться к нему для засвидетельствования своих ставленых грамот и он подписывал их своей рукой. Эта подпись грамот существовала и при патриархах; поповские старосты должны были надзирать за своим духовенством, все ли грамоты и всеми ли святителями по преемству подписаны у него, и тех, у кого не подписаны, высылать к святителю. За опущение этой обязанности с...
Прика́з Большо́го прихо́да, или просто Большой приход, как он назван у Котошихина, является в первый раз в 1573 г. В нём сидели окольничий и два дьяка. Доходы приказа были свыше 500 тыс. руб. и составлялись из сборов с лавок, с гостиных дворов в Москве и в городах, с погребов, с мер для питья и товаров, с таможен, мыт, перевозов, мостовщины. Деньги эти расходовались на содержание приезжавших в Москву в посольствах иноземцев, а также иноземных купцов; на выдачу содержания русским послам, отправляемым...
По традиции, начавшейся с периода правления великого князя Василия III, духовником главы российского государства являлся настоятель (протопоп) Благовещенского собора Московского Кремля.
Подробнее: Список духовников российских монархов
Даточные люди — ратники Русского государства, поставка которых, наряду с городовым, острожным и ямским делом, была одной из наиболее тяжёлых повинностей, ложившихся на крестьянские и посадские общины.
Ключа́рь (греч. κλειδοῦχος — «ключник») — должность священника соборного и кафедрального храмов, служащего заместителем настоятеля. Такая должность появилась в связи с тем, что настоятелем кафедрального храма епархии обычно является правящий архиерей. Кроме того, ключарями именовали также заведующих ризницей и церковною утварью.
Келе́йник, келе́йница — в православии название слуги, как при должностных и сановных лицах монашеского звания (архиереях, игуменах и т. п.), так и при уважаемых монахах (старцах). В особых случаях келейник ещё не является монахом и носит одежду монастырского послушника.
Ста́вленые по́шлины — денежные сборы, взимаемые правящими архиереями при хиротонии в клирики (в епископы, в иереи, в диаконы, в чтецы) с поставляемых. Получили своё начало в древности. Одно время возникали и существовали в различных поместных церквах, но они противоречат целому ряду церковных правил (29 правилом святых апостол, 2 правилом 4 Вселенского собора, 4 правилом 7 Вселенского собора) — рассматриваются как симония и были запрещаемы, но затем вновь вводились.
Вкладная грамота - в древней Руси письменный акт, которым отдельное лицо (вкладчик) оформляло вклад или пожертвование церкви или монастырю. Подобные вклады делались на определенных, оговоренных в грамоте условиях — на поминовение души после смерти вкладчика, на право его постричься и быть похороненным в данном монастыре и т. п. В некоторых случаях, когда данное церковное учреждение вело самостоятельную коммерческую деятельность, наличие вкладной грамоты позволяет предполагать вложение капитала в...
Обельные вотчинники — одни из категорий белопашцев. Являлись потомками людей, оказавших услуги Отечеству и царскому дому в Олонецкой губернии (уезды Повенецком, Петрозаводском и Вытегорском). Права обельных вотчинников были шире прав обельных крестьян. Известно 7 случаев пожалования статусом обельных вотчинников: шесть в начале XVII века и один при Петре I. К 1 января 1896 г. всех обельных вотчинников и крестьян было 1178 человек.
Скудельница (скудельня) — старинное название погоста или кладбища, происходящее от евангельского рассказа, по которому первосвященники, получив от Иуды обратно 30 серебреников, купили «село скудельниче в погребение странным» (Мф. 27:6-7).
Желдаки (польск. Żoldak, нем. Söldner) — военнослужащие по найму, солдаты, набиравшиеся при царе Алексее Михайловиче в особые полки (с 1653 года) из беспоместных дворян и детей боярских, не состоявших на службе, a также из «стрельцовых племянников, зятьев, приемышей, половинщиков и всяких захребетников, a также дворников, которые не крепостные холопи и не пашенные крестьяне».
Хлебный приказ, Приказ Хлебного Сбора — орган управления царства Русского (приказ), который ведал хлебным делом, в городах, селениях и землях великого князя московского (закупал, ведал доходами и расходами хлебов, снабжением хлебом стрелецких войск), житницами и житными дворами царского двора.
Княжеский (великокняжеский)
двор («княж двор», «государев двор») — монарший двор в древнерусских удельных и великих княжествах.
Повоз — повинность в Древнерусском государстве, которая заключалась в обязанности доставлять продукты сельского хозяйства по распоряжению князя (феодала) на княжеский двор, рынок или в поход. Повозом называли также обязанность крестьянина поставлять подводы для государственных нужд. Повоз постепенно заменялся денежным налогом — «повозными деньгами».
Панагиар (панагиарь, панаггарь, панагир, от греч. panagia — «пресвятая») — ковчежец (сосуд), в котором просфора, освященная во имя Богородицы, выносится во время чина о панагии («возношения панагии»), включающего братскую трапезу со вкушением просфоры-панагии.
Секуляриза́ция (от лат. saecularis «светский, мирской») — изъятие церковной собственности (движимого и недвижимого имущества) в пользу государства.
Дворовые люди — лица, составлявшие в древней Руси придворный штат русских князей, великих и удельных, сильно разросшийся при московских великих князьях и достигший наивысшего расцвета при «государе, царе и великом князе московском и всея Русии». Это — «княж двор», «двор великого князя» и т. д.; этих дворовых людей не следует путать со слугами «под дворьским» (дворецким). В состав «двора» входили: бояре, окольничие, дворецкие, думные дворяне, стольники, чашники, стряпчие, сытники, ключники, конюшие...
Патриаршие приказы — центральные учреждения Московской патриархии XVII — начала XVIII веков, ведавшие патриаршими вотчинами и хозяйством (Дворцовый Патриарший приказ), сбором налогов, пошлин и другим (Казённый Патриарший приказ), назначением духовенства на должности (Судный Патриарший приказ, или Патриарший разряд).
Приказ Большой казны Неволин относит учреждение его ко времени Иоанна III, хотя достоверно известно его существование только в царствование Иоанна IV.
Далматская икона Успения Пресвятой Богородицы — икона, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Происходит из Далматовского Успенского монастыря. Празднование иконе совершается 15 февраля (по юлианскому календарю).
Монасты́рские крестья́не — категория зависимого населения в России, существовавшая с XI века до середины XVIII века, находившаяся в феодальном владении Русской православной церкви. После секуляризации церковных земель по указу Екатерины II 26 февраля 1764 года два миллиона монастырских крестьян были переданы в ведение Коллегии экономии и получили название экономических крестьян.
Послуша́ние — обязательное исполнение каждым, кто проживает в монастыре, какой-либо работы. Конкретное послушание зависит от уклада жизни монастыря; «постоянное» послушание похоже на мирскую должность (эконом, благочинный, келарь, регент, уставщик, просфорник, повар, трапезник, церковник, иконописец, швеи, золотошвеи, огородник, снабженец, гостиничный).
Приказ денежного и хлебного сбора — орган военного управления, в России, предназначенный для обеспеченья вооружённых сил на военное время денежными и другими материальными средствами.
Окла́дные дохо́ды – одна из категорий доходов Русского государства. Окладными доходами назывались такие доходы, которые можно было ввести в определённый оклад и собирать в обязательном для плательщиков, заранее определённом размере. Окладные доходы возникали из сборов, которое правительство устанавливало для покрытия расходов на возникшие новые государственные нужды: необходимость устройства отрядов войска, вооружённых огнестрельным оружием, вызвала сбор пищальных денег; на покупку пороха собирали...
Воево́дская вла́сть — основная форма местного управления в Русском царстве в конце XVI — начале XVIII веков.
Попо́вский ста́роста — в православной церкви административная должность священника до начала XVIII века, при назначении на которую он становился одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии, называемом старо́ство.
Деньги с городом (иногда деньги городовые) — в Русском государстве XVI и XVII веков денежное жалованье, дававшееся городовым дворянам и детям боярским, составлявшим иррегулярную поместную дворянскую конницу.
Корчемство — в Российской империи тайное производство и торговля спиртными напитками и другими предметами, составлявшими монополию государства или обложенными акцизом.
Эконом (Иконом, греч. Οικονόμος) — в православных монастырях должность лица, заведующего и надзирающего за хозяйственной частью монастыря или архиерейского дома. В распоряжении эконома находятся как монастырские насельники, назначаемые на какие-либо хозяйственные послушания, так и наёмные работники.
Епитрахи́льная гра́мота — письменное разрешение, выданное архиереем овдовевшему священнику, на право продолжать осуществлять богослужения и церковные требы при том же храме. На Московском Стоглавом соборе 1551 года было принято положение о вдовствующих церковных чинах, которым согласно 80-й главы — «О тех же вдовствующих попех грамоты великих князей. Мы Иван. Глава 80» и 81-й — «Ответ о вдовых попех и о дияконех. Глава 81» Стоглава запрещалось служить и отправлять требы.
Индукт — пошлина, взимавшаяся в Российской империи за ввозимые товары из за границы в Малую Россию (Малороссию), с целью продажи в Великороссийских губерниях (не исключительно).
Подробнее: Индукта
Адельфат (др.-греч. ἀδελφᾶτον — братьев, братский) — право управлять монастырским имуществом и распоряжаться монастырским доходом, полученное за значительный вклад в монастырь по договору между монастырём и адельфотарием. Получил распространение преимущественно в Византии. Адельфотарий мог стать постриженником монастыря (эсомонит от греч. ἐσωμονίται) и получить право управлять его имуществом. Либо остаться мирским человеком (эксомониты греч. ἐξωμονίται) и управлять монастырским имуществом по договору...
Моленная — в России (особенно у старообрядцев) помещение для совершения богослужения, домашняя церковь. В царских хоромах моленная также называлась Крестовая комната.
Приказ сбора ратных и даточных людей, Сбора ратных и доимки даточных людей — один из органов военного управления (временный, в период войны) Русского царства, предназначенный для сбора личного состава вооружённых сил.
Настоя́тель (др.-рус. настотєль ← греч. ἐφεστώς от греч. ἐπί (ἐφ) — «на» + греч. στάσις — «расстановка, устанавливание») в Православной церкви — старший клирик прихода или монастыря.
Приказны́е лю́ди — в Русском государстве в XVI-XVII веках служилые чины, в которые набирались неродовитые люди для исполнения приказной службы.
Казённый приказ — дворцовое учреждение в Российском государстве 16-17 вв. В его управление входило производство и хранение ценностей царской казны, торговые операции для царских нужд, финансирование государственно важных проектов.
Местные церковные уставы — источники церковного права государственного происхождения, основанные на Уставе князя Владимира и Уставе Ярослава Мудрого. Создавались в русских удельных княжествах в XII веке. Одни из письменных источников русского права.
Стогла́вый собо́р — церковный и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7051) года в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы.
«Ива́новское сто» — купеческое братство во времена Новгородской республики при храме святого Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде. Они же: Новгородская Первая Гильдия, отсюда и пошло выражение купец первой гильдии, то есть купец «высшего разряда».
Солове́цкое восста́ние, или Соловецкое сиде́ние — вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря. Боевые действия различной интенсивности продолжались несколько лет и завершились лишь...